четверг, 30 марта 2017 г.

СЕМЕЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ТРАДИЦИОННОЙ ШКОЛЕ

  
   Каждый  родитель стремится к тому, чтобы сделать жизнь своего ребенка интересной и насыщенной, уберечь от тысячи бед и дать качественное образование. Так уж сложилось, что современную школу  непрерывно реформируют, изводя отчетами учителей, напрягая и без того натянутую как струна нервную систему родителей. Дети же продолжают скорей выживать и адаптироваться, чем развиваться и приобретать все те замечательные навыки, о которых рапортуют чиновники. Может быть, где-то, где формулируют новые стандарты  образования, они уже работают, и детям интересно учиться и осваивать программу, но пока многим родителям очевидно,  что  попадая в школу, дети теряют интерес к учебе. 
   А ведь помимо знаний, есть еще много такого, чему хотелось бы научить  детей: бесконфликтному общению и  умению находить общий язык с другими людьми, творческому развитию и  самостоятельности мышления, инициативности и  развитию индивидуальных способностей. Все это внимательный родитель старается развить в ребенке. Но когда? Если у современных учеников свободного времени практически не остается. 
    Чтобы сохранить мотивацию, а заодно здоровье и радость познания многие родители приходят к выводу о необходимости сокращения времени, которое ребенок тратит на школу. 
        Возможно,  именно поэтому в последние годы можно наблюдать  такой всплеск интереса к альтернативным формам образования. Одну из таких альтернатив государство закрепило в виде права каждого родителя перевести своего ребенка на «семейное обучение». Эта форма установлена законом «Об образовании» и предполагает, что ребенок обучается дома, при помощи родителей и самостоятельно. Школа же обязуется проводить только аттестации по согласованному с родителями графику.
    На данный момент можно говорить о том, что во многих городах уже появились коллективы родителей, обучающих детей самостоятельно. 


По данным журнала «Семейное образование», январь 2017г.
     Семей, взявших на себя ответственность за образование своих детей, в Ростове тоже уже не мало.  Часть из них объединились в нашем уютном детско-родительском коллективе. Он сформировался в творческих семейных лагерях, которые проводятся уже более 20 лет.  А в сентябре 2015 года  мы решили создать пространство,  в котором бы дети имели возможность получить  полноценное общение и возможности удовлетворять свое любопытство с учетом их особенностей,  возможностей и интересов.
   Такой клуб общения создал условия для тесного педагогического  взаимодействия совершенно разных людей. В нашем кругу  есть родители - педагоги начальных классов, монтессори педагоги и педагоги вальдорфской школы, а так же  профильные специалисты  в различных областях знаний    Цель нашего семейного пространства: «Помочь каждому ребенку познавать мир осознанно и с удовольствием!» Нам важно бережно поддерживать и развивать мотивацию ребенка, выращивая для этого его личный интерес. Помогать осваивать мир, задавать вопросы, сталкиваться с проблемами и искать пути их решения. Сегодняшним детям предстоит жить в будущем. Перед ними встанут совсем другие цели и задачи. Научиться достигать их, читая учебники прошлых лет и заучивая готовые тексты, невозможно. 

    Мы ищем такие подходы,  которые позволяют ребенку чувствовать свою значимость, не быть лишь головой, в которую знания заправляются, как бензин в бак автомобиля. Очень здорово, что ребята могут обмениваться своими открытиями и наблюдениями, работать в команде и получать поддержку родителей и авторитетных в этой области знаний взрослых. Взаимодействие происходит в игровой, проектной, исследовательской, приключенческой форме.

    
На наших встречах мы стараемся сделать наглядным весь материал, который позволяет это. Почему бы не поиграть в Ледовое побоище, а заодно не изучить военную смекалку, проявленную Александром Невским в этой битве?


Разыгрывание хода Ледового побоища.
Или представить историю в виде ленты времени: 

Или узнавать о  географии на глобусе собственного изготовления! 

         Совместное создание таких предметов - моделей помогает детям понять и почувствовать самую суть сложных абстрактных явлений. Связать логику с образом, придать познанию эмоциональную и чувственную окраску.
    Так же важна для обучения игра. Дети, даже гиперактивные, оказываются очень усидчивыми и упорными, когда ищут ответы на свои собственные вопросы. Чтобы эти вопросы возникали, мы создаем условия для выдвижения гипотез и предположений, выбора решения из альтернатив, необходимость разрешения проблемных ситуаций.  Такая игра требует  серьезных интеллектуальных усилий и дарит радость открытий!


    Стереотипность или креативность сознания детей во многом зависит от поведения их родителей. Как только родитель начинает руководить действиями ребенка или даже просто советует ему «Ну, же! Подумай сам», тот чаще всего впадает в ступор… Прекрасный способ научить ребенка думать самого - дать ему возможность посмотреть на то, как думают взрослые, как они спорят, как они играют и творят!
      Наблюдая за вошедшими в образ или увлеченно спорящими родителями и сами выдвигают предположения. Разгорается обсуждение. Наличие творческих разногласий у взрослых - необходимое условие интеллектуальной свободы детей.
    Так создаются условия, в которых у ребенка появляется собственная точка зрения на предмет изучения. Поэтому дети не ждут молча вопроса педагога, у них появляется желание высказать свое мнение и отстаивать его.
Освоение математики удачно идет через практические задачи по расчету необходимых стройматериалов для утепления балкона, или любой другой проблемы, с которой сталкивается каждый человек. Прививая интерес к  биологии мы то выходим в лес в поисках грибов, то посещаем ботанический сад, то выращиваем плесень или проращиваем семена.

     Такой подход  развивает  мотивацию и воображение ребенка,  поэтому он понимает и запоминает больше, а устает меньше.
Один из ключевых моментов критики семейного образования заключается в опасении, что детям негде социализироваться. К счастью, школа это не единственное место, где дети могут общаться. 
        Мы вместе проводим праздники и летние выезды на природу. У ребят есть круг общения со сверстниками и детьми разного возраста, с которыми они находятся в едином дружеском пространстве.

   В последние годы в мире наблюдается практически взрывной рост интереса к он-лайн обучению. Несмотря на бум дистанционного образования в мире, мы можем отметить, что и дети, и их родители нуждаются в общении с близкими по духу людьми. Поэтому мы создаем наше семейное пространство.
        История учит нас, что образование изменялось в соответствии с потребностями общества. Альтернативные образовательные площадки позволяют разработать новые способы обучения, актуальные в современном мире. И мы надеемся, что клубы семейного образования смогут занять свое место в их числе.
     Семейное пространство  Свирель – это площадка альтернативного образования. И даже если наша деятельность сейчас не определяет будущее традиционного образования завтра, то будущее некоторых детей определяет точно.



Ирина Козинченко, Елена Цукрова
Семейное пространство «Свирель»
 г. Ростов-на-Дону


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Чему не учат в школе?

           В начале учебного года, дети нашего сообщества семейного образования отправились в историческое путешествие в школы древнего ...